Сегодня 5.10.2024

Три лица Викниксора

Викниксор — Виктор Николаевич СорокаКогда в шутку хотят отметить чей-нибудь педагогический талант про него говорят «Макаренко». А, между тем, в послереволюционной России были и другие педагоги-новаторы, которые тоже работали с трудными детьми, беспризорниками и чьи имена остались в тени. Виктору Николаевичу Сороке-Росинскому повезло больше, чем остальным — благодаря его талантливым ученикам, написавшим «Республику ШКИД». Именно благодаря этой книге мир узнал о Викниксоре — Викторе Николаевиче Сорокине, чьим прообразом в реальной жизни и был Сорока-Росинский.

Недавние трудные ученики, только что выпустившиеся из школы, редко бывают благодарными своим педагогам — благодарность приходит позднее, когда самих учителей порой уже нет в живых. Викниксору и тут повезло — получив известность в конце 20-х годов он дожил до весьма преклонного возраста, на десятилетия пережив не только одного из авторов книги, погибшего в сталинских застенках, но и многих своих воспитанников, описанных в «Республике ШКИД». В книге директор школы описан хоть и с долей иронии, но и с большой симпатией и уважением. Но за кадром остались многие его педагогические приемы и находки, которые ставили его в один ряд с такими воспитателями, как уже упомянутый Макаренко.

Впрочем, за кадром остались и многое другое. Следом за книгой Пантелеева и Белых вышла «Последняя гимназия» — продолжение «Республики», но написанная явно без тех же симпатий, показывающая жизнь в ШКИДе в ином свете незадолго до ее полного заката. Педагогическая деятельность, ставшего внезапно популярным Викниксора, была подвергнута острой критике сначала самим Макаренко, а потом и того больше — вдовой создателя Советского государства Надеждой Константиновной Крупской. Последняя сыграла буквально роковую роль в судьбе педагога и он был сначала отстранен от должности директора ШКИДы, а потом Сороке-Росинскому  и вовсе запретили преподавать в школах.

В числе прочего в вину Викниксору было поставлено то, что выпускники школы не получали ремесленной специальности. Действительно, в то время, как у Макаренко и в других детских домах буквально в культ было возведено приобщение к физическому труду, овладение нужными рабочими специальностями, в школе Достоевского педагоги готовили из своих учеников в буквальном смысле слова интеллигентов, представителей творческих профессий. Но оказавшись за воротами альма матер вчерашние школьники вдруг оказывались перед суровой реальностью, что журналисты, писатели и историки не так востребованы молодым советским государством, как токари, слесари или плотники, а именно этому в ШКИДе и не учили! И те же Белых с Пантелеевым, когда им не удалось устроиться на вожделенную кинофабрику вынуждены были буквально бродяжничать и перебиваться случайными заработками.

Наверное, это нельзя явно поставить в вину Сороке-Росинскому, просто он со своими идеями несколько опередил свое время и в дальнейшем, его педагогический талант вновь дал о себе знать.

В войну Викниксор пережил блокадный Ленинград, откуда он был эвакуирован в крайней степени истощения и с ослабшими слухом и зрением. В эвакуации преподавал в техникуме Горно-Алтайской республики, а по возвращения в Ленинград до старости в средней школе. Читая очень яркие воспоминания одной из его учениц ловишь себя на мысли, что этот Сорока-Россинский, легендарный Викниксор Пантелева и Белых и директор ШКИДы из «Последней гимназии» совершенно разные люди.

В воспоминаниях Ривы Шендеровой Сорока-Росинский предстает увлеченным учителем с нестандартной системой преподавания, способный оживить свой предмет яркими картинами и увлечь даже тех, кто учился без желания учиться.

Закончил жизнь этот необычный человек в достаточно преклонном возрасте не дожив трех лет до восьмидесятилетия. Благополучно пережив репрессии, войну, блокаду к старости он почти полностью потерял слух и зрение и вынужден был оставить преподавание в школе. Но даже сидя дома на пенсии продолжал репетиторствовать с «трудными» учениками, которых ему с удовольствием присылали из школы — после нестандартных методов обучения Викниксора они могли расчитывать как минимум на твердую тройку.

Когда последняя ученица Викниксора успешно сдала экзамены учитель, в качестве поощрения за старания, хотел сводить девочку в цирк и пошел за билетами. Из-за слабых зрения и слуха не заметил приближающегося трамвая, а вагоновожатый не успел затормозить…