Сегодня 25.06.2017

Похищение Джоконды

Погожим деньком 5 июня 1914 года суд Флоренции приговорил Винченцо Перуджиа к одному году и 15 дням тюрьмы. Так благодарные соотечественники отблагодарили Винченцо за «подвиг» во имя своего отечества. А подвиг заключался в том, что он похитил из Лувра знаменитую Джоконду, чтобы, по его словам, вернуть портрет на родину – во Флоренцию.

А началась эта загадочная история за три года до описываемых событий.

Похищенная Мона ЛизаСамым обычным воскресним днем 21 августа 1911 года в Лувре проходила самая обычная экскурсия. Экскурсовод ввел посетителей в зал Леонардо да Винчи. Бросив привычный взгляд на портрет Джоконды, он так и застыл на полуслове с открытым ртом – на месте портрета остался только светлый прямоугольник, а защитное стекло, закрывавшее картину, было аккуратно прислонено тут же к стене. Мона Лиза исчезла!

Конечно тут же были подняты на ноги все силы полиции, руководство музея рвало на себе волосы, газетчики упражнялись в остроумии, высмеивая и полицию и музейных работников. Картина же как в воду канула.

Поиски картины продолжались два года и большинство людей стало склоняться к тому, что Джоконда утеряна безвозвратно. Кража такой картины с целью продажи невозможна – слишком известная, а если она попала в руки какого-то миллионера-коллекционера, то, естественно, он будет хранить свою тайну как зеницу ока. Была еще надежда что похититель картины потребует за нее выкуп, но с каждым днем эта наджеда таяла. И когда казалось Мона Лиза уже бюезвозвратно утеряна, в этой загадочной истории случился счастливый поворот.

13 декабря 1913 года, проживающий во Флоренции торговец живописью Альфредо Джерри получил письмо от некоего «Леонардо», который утверждал, что он и является похитителем Джоконды, и что он украл портрет исключительно, чтобы вернуть его на «родину». Джерри сначала подумал что это глупый розыгрыш или письмо сумашедшего, но, поразмыслив, решил все-таки принять предложение о встречи, изложенное в письме. Каково же было его удивление, когда придя на встречу в номер третьеразрядного отеля, он обнаружил там человека, который, будучи в страшно нервозном и возбужденном состоянии, достал из под кровати старый чемодан. В чемодане оказался пропавший шедевр да Винчи…

31 декабря картина со всевозможными почестями и предосторожностями прибыла в столицу Франции и была водворена на свое законное место, а незадачливый грабитель предстал перед итальянским судом. Выяснилось, что в момент похищения шедевра он работал маляром в Лувре, и ему пришла в голову мысль похитить портрет, чтобы вернуть его на родину. Принимая во внимания патриотический мотив преступления, суд вынес очень мягкий приговор.

Казалось, это история имеет счастливый конец. Преступник получил по заслугам, шедевр вернулся к людям, а владелец отеля, в котором обнаружилась пропажа, в ожидании притока любопытных посетителей сделал ремонт и переименовал свое заведение в отель «Джоконда». Но осталось много вопросов и неясностей. Как удалось вынести шедевр из хорошо охраняемого музея днем и вывезти его из поднятой по тревоге Франции? Действительно ли картина все эти года спокойно пролежала под кроватью в ночлежке? Не стоит ли за всем этим какой-то богатый и высокопоставленный коллекционер и почему тогда портрет «нашелся»?

Вскоре началась первая мировая война и покрыла завесой тайны ответы на все эти вопросы. Винченцо Перуджиа был призван на фронт и пропал. Исчез так же комиссар полиции, который возглавлял расследование по поискам шедевра. И только спустя десятилетия стало известно, что он после войны внезапно разбогател, перебрался со всей своей семьей на остров Мартиника, где благополучно и умер в собственном поместье.

Так что даже спустя столетие эта история имеет столько же неясностей, легенд и загадок, сколько их было в самом начале.