Биоскоп Макса Складановского
Западный мир устроен так, что новатором, изобретателем чего-то доселе не известного считается не тот, кто первый изобрел, а тот кто первый запатентовал. Так изобретатель радио это Маркони, хотя за год него радиопередачу осуществил русский Александр Попов, а за пять лет до него обосновал легендарный Никола Тесла.
Или совсем недавний пример: фирма «Эппл», утверждающая, что именно они изобрели планшетный компьютер, хотя многие еще помнят менее удачливые дивайсы «Сони» или «Самсунга», которые появились задолго до айпадов.
Похожим образом дело обстоит и с кино. Спроси любого «Кто изобрел кинематограф» и ответом будет «братья Люмьер». И почти никто не скажет «братья Складановские». А, между тем, именно они за два месяца до Люмьеров продемонстрировали публике первые движущиеся кадры, ставшие прообразом будущего кинематографа. 1 ноября 1895 года Макс Складановский, с помощью своего младшего брата Эмиля продемонстрировал посетителям варьете «Зимний сад» в Берлине свое изобретение, которое он назвал «Биоскоп».
Полноценным кинематографом это конечно назвать нельзя: со скоростью 16 кадров в секунду браться продемонстрировали публике несколько 48-кадровых движущихся картинок. Как не трудно посчитать, каждый «фильм» длился всего 3 секунды. Но ведь тогда еще никто и не подозревал о существовании в не очень далеком будущем двухчасовых блокбастеров! Это было самое-самое начало кинематографа, когда еще даже не додумались до пояснительных титров.
Кстати:
Изобретение титров это само по себе тоже огромная веха в кинематографе. И дело даже не в том, что стало возможным донести до зрителя, «озвучить» какие-то нюансы, которые не могла передать картинка немого кино. Титры стали неотъемлемой частью стиля. Не секрет, что когда Чаплин снялся в первых звуковых фильмах они не имели особого успеха, а титры, как выразительное стилистическое средство, используются и до сих пор, не смотря на все возможности многоканального звука.
А еще в эпоху интернета и глобализации титры стали играть огромную коммуникативную роль. Раньше приходилось либо дожидаться дубляжа фильма иностранного производства, либо смотреть его на языке оригинала, домысливая не понятое по ходу действия. Теперь все намного проще. Современные технологии позволяют подгрузить к интересующему вас фильму небольшой файлик с титрами на нужном языке и вот вы можете наслаждаться просмотром, даже если на ваш язык фильм никто и не планировал дублировать.
Но почему же, если первые фильмы продемонстрировал Макс Складановский, изобретателями кинематографа считаются братья Люмьер? Все достаточно прозаично: аппарат Люмьеров был намного удачней, совершенней и главное дешевле аппарата Складановского. И пускай Люмьеры не были первыми, но их детище оказалось более успешным, а сами они более последоватиельными и в итоге мы сейчас имеет тот кинематограф, который вылился из изобретения братьев. Впрочем, это не умаляет заслуг и Складановского перед человечеством.